Одни наверняка полюбят «Меня приводит в движение свет» за некую эзотеричность. Другие будут благодарны за напоминание о «Микрокосмосе». Третьи просто порадуются отдыху для глаз — глядеть на природу, говорят, полезно, даже если она не живьем, а на...
Посмотрев фильм Светланы Быченко «Меня приводит в движение свет», я поняла, что затрудняюсь к отнесением его к определенному жанру. Его нельзя назвать научно-популярным. В нем нет закадровых комментариев, есть события, не происходящие одновременно в природных условиях. Но и игровым фильмом его нельзя назвать: в нем нет сразу понятного сюжета, он представляет как бы одну ожившую картину. Основные «герои» - растения, нет диалогов, нет четкого завершения действий. Тем не менее, от экрана сложно оторвать глаз, статичные объекты становятся динамичными, и постоянно развиваются, меняются, - как и в жизни.
Наверное, для меня подходит определение «картина природы». Художник Клод Моне говорил, что его творчество не нужно понимать, его нужно любить. Именно это и происходит при просмотре фильма – не анализируешь, а наблюдаешь, чувствуешь. По-видимому, аналогов такого кино пока не было, хотя отдельные моменты в научно-популярных фильмах встречались. Без комментирования можно смотреть постепенное расцветание пролесок, раскрытие цветка кувшинки, движение волосков росянки, разворачивание листа папоротника, полет стрекоз.
Свежесть взгляда оператора позволяет заметить уникальные моменты или наоборот, увидеть за минуту обобщение изменений, которые накапливались несколько дней. Красиво и многопланово. И загадочно. Остается удивление перед знакомым и незнакомым миром растений. Впрочем, думаю, что этот фильм сделан так, что он может быть очень индивидуален в восприятии. Отдельные кадры мне запомнились надолго (игра света в лесу, разворачивание папоротника, женщины в пионах). Наверное, они у каждого будет свои.
Один из преподавателей биофака МГУ им. М.В. Ломоносова, Вадим Николаевич Тихомиров, много сделавший для развития заповедного дела в России, читал первую лекцию студентам, поступившим на факультет. Он говорил, что в будущем мышление человека должно стать не антропоцентрическим (ставящим во главу угла интересы человека), а биоцентрическим, когда важным станет сохранение природы во всем ее разнообразии. Мне кажется, что созданный Светланой Бычковой фильм передает ощущение биоцентрического мышления. Он показывает, что рядом с нами (людьми) происходит неизученная, живущая по своим законам, но замечательная жизнь других существ – растений, насекомых, моллюсков.
В результате, для понимания красоты и необходимости сохранения природного разнообразия мира, по-моему, этот фильм может быть важнее многих научно-популярных кино о природе.
Ведущий научный сотрудник Главного ботанического сада им. Н.В. Цицина РАН, доктор биологических наук, Н.М. Решетникова
Вход на сайт
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Вы прочли на сайте, в блоге или журнале рецензию, которой еще нет на «Критиканстве»? Заметили в обзоре фильма или игры нелепое высказывание критика? Поделитесь своей находкой с другими посетителями.
1 комментарий