«Афиша», наконец, выложила в сеть легендарный и со всей силы культовый выпуск про игры. Сам номер заявлен как некий способ демаргинализации видеоигр; вон, мол, посмотрите – сотня известных чуваков без палева признаются в этом странном увлечении.
Получилось, правда, немного криво: видеоигры всё равно остаются, мягко говоря, нетривиальным для взрослого человека хобби, а условные знаменитости просто вылезли из шкафа со своими внезапными заявлениями.
Но оставим это на совести редакции «Афиши». Куда забавнее читать подводки по играм от Андрея Подшибякина. Масштаб фактических ошибок и ляпов сначала поражает, а затем совершает анальное изнасилование над нашим воображением.
Важно понимать, что работу Ома изучили четыре человека, которые, увы, знакомы не со всеми 100 играми из топа. Поэтому количество ляпов, скорее всего, гораздо больше.
Итак, по порядку. Баллы начисляем за уровень ляпа.
Более-менее единственная видеоигра, массово доступная советским гражданам. Мало кто знает, что «Ну, погоди!» — нелицензионный клон первой портативной приставки Nintendo Watch & Go 1983 года.
На самом деле, та приставка называлась Game & Watch. И вышла она не в 1983 году, а в 1980-м. Ну а игры Mickey Mouse и Egg (без разницы, что считать первоисточником нашего «Ну, погоди!», хотя Egg с волком всё-таки ближе) вышли в 1981-м.
2 балла.
Первый шутер, управляемый при помощи мыши (людей, которые до этого так и не додумались — а их было довольно много, — в соответствующих кругах называли «трактористами»). Вся многомиллиардная индустрия современных игр обязана Quake своим существованием.
Marathon от Bungie вышел на пару лет раньше и там уже был free look с поддержкой мыши. Потом ещё появилась Terminator: Future Shock и только после этого Quake.
Алсо, самые первые шутеры без свободного обзора также управлялись с мыши. Например, двигаешь манипулятор от себя – герой бежит тоже вперед.
2 балла.
После средневекового Иерусалима, ренессансной Италии и Америки периода Гражданской войны серия переместится в Карибский бассейн — а оттуда, возможно, и в космос. И все это будет на сто процентов логично.
Действие третьей части происходит в период Войны за независимость. Подшибякин ошибся примерно на век.
1 балл
Квазиисторическая серия стратегий в реальном времени, позже мутировавшая в фэнтезийную Age of Mythology.
Серия никуда не мутировала, так как спустя три года после AoM (и два после аддона к нему) вышла Age of Empires III, а потом два аддона.
1 балл.
Недавно вышел порт для iOS, быстро провалившийся.
А авторы-то и не знали, радостно хвалясь перед пользователями миллионами загрузок и возрождением брэнда - весьма свовременно, учитывая находящийся в разработке сиквел, профинансированный через Кикстартер
2 балла.
Bejewelled — очередной аналог Lines. Студия PopCap, выпускающая Bejewelled в разных вариациях и для разных платформ уже дюжину лет, в прошлом году была куплена ЕА за 720 миллионов долларов.
ЕА купила PopCap за 650 миллионов кэшем + 100 миллионов в акциях. Пруф. Если сложить эти два сложных числа, то получится 750 миллионов.
Мелочь, конечно, но всё равно.
0,5 балла.
Классическая восьмибитная аркада, из которой многие узнали, что Зигзага Маккряка и особенно Гаечку на самом деле зовут иначе. Судя по тому, что летом выйдет ремейк родственной игры «Утиные истории», «Чип и Дейл» вполне еще могут вернуться на экраны в высоком разрешении.
Зигзак Маккряк в «Чипе и Дейле»? Подшибякин это серьёзно?
2 балла.
Удивительный случай нишевого бестселлера: почти весь цивилизованный мир относится к серии прохладно, зато в Великобритании это оглушительный хит национального масштаба. В последнее время Electronic Arts пытается скрестить менеджмент с собственно футболом (см. FIFA 13 для Wii U), но ничего хорошего из этого не выходит.
Допустим, что футбольные менеджеры действительно не любят во всём мире, кроме Британии (хотя это неправда; в России это тоже вполне популярная тема, хоть и действительно нишевая).
EA уже давно скрещивает FIFA с менеджментом. Ещё в Total Club Manager 2004 была возможность взаимной интеграции с обычными футсимами. Ну а в основной серии FIFA режимы с элементами менеджмента появились ещё на прошлом поколении консолей.
1 балл.
В работе находится продолжение — Arkham Origins.
Как несложно догадаться из навания - это приквел, а не продолжение. Продолжение почти наверняка будет создано уже для нэкстгена. И авторами, а не сторонней студией.
1 балл.
«Денди», нелегальный китайский клон Nintendo Entertainment Station, произвел на нынешних тридцатилетних едва ли не большее культурное воздействие, чем школьный курс литературы. «Черный плащ» — один из классических образцов.
Nintendo Entertainment System, блин.
1 балл.
Приключенческая сага по Терри Пратчетту — притом что в основе тут не лежит ни одна из его книг: история и персонажи созданы писателем специально для игры. В центре повествования — Льютон, частный детектив, расследующий серию кровавых убийств.
Во-первых, неправда, что не по книге. Да – не по конкретной, но вся история основана целиком по мотивам цикла про Городскую стражу — например, много героев позаимствованы именно оттуда. Во-вторых, Терри Пратчет специально НЕ придумывал персонажей и сюжет для Discworld Noir; писатель лишь выступал в качестве консультанта и работал над некоторыми диалогами.
2 балла.
Важно еще, что это один из первых (и до сих пор самый удачный) примеров реализации концепции sandbox gaming — когда происходящее не ограничено сюжетными миссиями и подразумевает относительную свободу передвижения.
Ээээ… А GTA III? GTA: Vice City? Shenmue, наконец?
Или речь идёт лишь о шутерах? В таком случае, в Far Cry – да, были просторные локации, но всё происходящее таки было ограниченно сюжетными миссиями.
1 балл.
Первые две игры создавала великая и покойная студия Black Isle, сейчас серия находится в руках мощного издателя Bethesda — по слухам, в июне объявят Fallout 4.
Первую часть создала Interplay.
1 балл.
Флагманский (и единственный после окончательного увядания конкурирующей серии Pro Evolution Soccer) футбольный симулятор.
Чего только не узнаешь – оказывается, Pro Evolution Soccer успела окончательно увянуть. Круто. Расскажем парням из Konami.
1 балл.
14 лет назад никто еще не мог в таких подробностях смоделировать в игре район японского города Канагавы под названием Йокосука — в этих декорациях главный герой Ре Хадзуки расследовал гибель своего отца от рук неопознанного мастера кунг-фу. В процессе этого кунг-фу пришлось обучиться самому, а также получить работу грузчика в гавани и провести немало времени за действующими игровыми автоматами, встроенными в игру.
Отборнейший бред. Мастер кунг-фу очень даже опознаный, его имя называют в первом же ролике. Рё на момент начала игры уже умеет кунг-фу, в процессе он только развивает свои навыки. Ну и, конечно же, игровые автоматы никак не связаны с поиском убийцы отца, они просто есть в игре в качестве несюжетной фишки.
2 балла.
Примечательна молчаливым стоицизмом главного героя — ученого Гордона Фримена — и фантастическим промдизайном в исполнении русского Виктора Антонова.
Во-первых, Виктор Антонов – болгарин. Во-вторых, Антонов делал Half-Life 2, а не первую часть. Но близко, да.
2 балл.
С момента запуска первой PlayStation (этой осенью выйдет уже четвертое поколение приставки) Sony пыталась придумать маскота, ее символизирующего, — как Марио у Nintendo. Одно время казалось, что Crash Bandicoot максимально приблизился к решению этой задачи — но нет, в итоге так и не сработало.
В первую очередь потому, что Crash Bandicoot никогда Сони не принадлежал. Но это ладно. Почему скриншот в этом пункте взят не из оригинальных игр, а из какой-то фриварной двухмерной поделки?
1 балл.
Текстовое приключение про волшебника Эксила Способного; сильно нишевое развлечение, где даже для перемещения нужно было вводить с клавиатуры текстовые команды.
Ну, это явно не «текстовое приключение» - там много просто отличной по тогдашним меркам анимации. Текстовые адвенчуры – это, например, Zork или какой-нибудь The Hobbit с того же ZX Spectrum где текст сопровождали в лучшем случае статичные картинки.
Затем вводящий в заблуждение пассаж про команды – с клавиатуры не надо было вводить, скажем, L, E, F, T или W, E, S, T. Управление там гибридное – для основных команд достаточно нажать одну клавишу (L для Left или I для Invoke), а натурально впечатывать приходилось лишь названия предметов, имена существ и всё такое в этом роде.
2 балла.
MiST Land, которая долго мучилась с разработкой Jagged Alliance 3D, да так ничего в итоге и не сделала.
«ДЖАЗ: Работа по найму» (бывш. Jagged Alliance 3D) передаёт знатокам журналистики пламенный привет.
2 балла.
Не первая и не последняя игра в серии Heroes of Might and Magic — но, если можно так выразиться, наиболее влиятельная. Эталон некогда доминантного, а сейчас почти вымершего жанра походовых фэнтези-стратегий.
Сейчас выходят новые Герои, относительно недавно вышли Disciples, готовится Age of Wonders, есть Эадор, есть Warlock, есть Elemental: War of Magic, который постоянно улучшают... но автор прав: жанр почти вымер! Если не знать, что игр полно.
1 балл.
Lineage II, в просторечии «линяга», — дикая альтернатива World of Warcraft для тех, у кого нет кредитки или желания платить десять евро за месяц игры.
Про "линейку" тоже ахинея написана - она перешла на free-to-play же недавно совсем, он же не про пиратские серверы хипстерам рассказывает?
1 балл
Нью-йоркский полицейский становится свидетелем (и причиной) гибели своей семьи, теряет рассудок и начинает истреблять негодяев в рапиде, в прыжке и с двух рук.
Нет, это Мишель, жена Макса, случайно узнала некоторую секретную информацию о проекте «Вальгалла». Из-за этого в их дом и послали убийц-наркоманов.
А сам Пэйн, кстати, не терял рассудка.
2 балла.
Как было принято в начале 1990-х, сюжет Myst излагался в прилагаемом к игре буклете и не имел ничего общего с происходящим в мониторе; если кому-то интересно, речь там идет о волшебной книге и заточенных в ее страницах братьях, обретающих голос по мере решения игровых загадок.
История Myst рассказывалась именно что на экране монитора. Именно что двумя братьями. И их папенькой. И она была шикарна и неожиданна, плюс была редким произведением, успешно общавшимся с игроком так, будто он и есть тот персонаж, что участвует в истории.
2 балла.
Эталонный гоночный симулятор и единственная серия, в более или менее неизменном виде пережившая 19 лет и столько же итераций.
Википедия говорит нет - тут как-то больше 19 выпусков. Да и подводка для одной из самых безбашенных и аркадных частей какая-то смешная.
1 балл.
На самом деле Operation Flashpoint делится на две независимые (и на неподготовленный взгляд неотличимые) друг от друга серии: собственно OpFlash и Arma. И там и там происходят вымышленные конфликты в вымышленных странах — то есть разной степени убедительности декорации для тактического шутера.
В свежих OF действие происходит в Таджикистане и России, которые совсем не вымышленные.
Да и делить Operation Flashpoint на независимые серии - не совсем корректно. Их делают разные компании и разные издатели; единственное - Bohemia Interactive раньше занималась OF, теперь же ArmA.
1,5 балла.
Одна из глубочайших и наименее проницаемых для незнакомых с предметом людей тактических игр в истории. В начале нулевых вышел ее квазисиквел российского производства под названием «Блицкриг».
...Вместе с парой других известных квазисиквелов - Medal of Honor и Call of Duty. Серьёзно, каким это образом пошаговая стратегия и RTS связаны между собой, кроме как сеттингом Второй мировой?
2 балла.
Концептуальная ролевая игра про бессмертного гиганта Nameless One, путешествующего по задворкам вселенной Advanced Dungeons & Dragons в компании остроумного летающего черепа. Сломала не одну сотню юных жизней: очень многие после нее решили стать гейм-дизайнерами. Сейчас на Kickstarter собирают деньги на ее неофициальное продолжение.
Безымянный – это гигант?
А ещё город Сигил находится фактически в центре вселенной AD&D, где именно и приходится бродить большую часть игры. Какие еще задворки?
2 балла.
Grand Theft Auto на Диком Западе: протагонист Джон Марстон играет в притонах в покер, катается на телеге с селянками и распутывает заговор мексиканских отморозков, убивших его брата.
Джон Марстон разбирался со своими старыми подельниками, предавшими его, чтобы спасти свою семью.
Забавно, что Подшибякин в давней рецензии на «Афише» назвал главного героя и антагониста – братьями. Что ему всё родственные связи покоя не дают?
1 балл
Первая и единственная приличная игра по «Звездным войнам» не имела к соответствующим фильмам формального отношения: события KotOR происходили за четыре тысячи лет до рождения Люка Скайуокера.
Автор мощно раздает статусы "культовый" и "любимый труднообъяснимой любовью" (по отношению к Fallout!) - но тут-то легко проверить единственная это приличная игра или нет. Стариканы, рулившие в симуляторы, вспомнят всякие выпуски вроде Tie Fighter, на «Метакритике» у Jedi Knight 91 балл, у Rogue Squadron 2 - 90. И вообще трилогия Rogue Squadron - один из лучших аркадных симуляторов; 2-3 части - Must Buy на Gamecube, эксклюзивами которого они и являются.
В общем, на том же «Метакритике» можно найти дюжину приличных игр по Star Wars с рейтингом выше 80.
2 балла.
Квест французского визионера Бенуа Сокаля начинается как классическая детективная история: девушка-юрист Кейт Уокер приезжает в отдаленную деревню, чтобы разобраться с недружественным поглощением фабрики игрушек.
Как раз таки Кейт и должна была подписать договор о покупке фабрики. Разобраться с недружественным поглощением – это какая-то чушь.
Ну и Сокаль - бельгиец, а не француз.
1,5 балла.
В 2012 году вышел ремейк-сиквел в исполнении шведской студии Starbreeze: довольно выдающийся шутер в итоге провалился, похоронив все надежды на воскрешение Syndicate в обозримом будущем.
Если каждую игру, берущую название у какой-нибудь классики пиара ради, называть ремейком - ничего хорошего не выйдет. Совершенно новая игра в другом жанре, почти не имеющая с оригиналом точек пересечения. А с воскрешением у Syndicate всё в порядке - авторы Syndicate Wars вовсю создают на деньги фанатов духовное продолжение серии - Satellite Reign.
1 балл.
На самом деле главная героиня NOLF — женщина-шпион Кейт Арчер, а все происходящее имеет куда больше общего с Остином Пауэрсом, чем с Джеймсом Бондом. Злодейская организация называется H.A.R.M. (то есть «Б.О.Л.Ь.»), а на вооружении Кейт, помимо пистолета, имеется боевая губная помада со сменными насадками.
«Harm» переводится как «вред», «урон», но не «боль». Да и ни в одном из переводов игры (официальных и неофициальных) не было такого варианта адаптации.
0,5 балла.
Тот случай, когда с момента выхода игры культурная парадигма сменилась необратимым образом: сегодня выпускать платформер о семействе, застрявшем на заселенном каннибалами острове, не пришло бы в голову даже самым отпетым инди-визионерам.
Подшибякин тупо пишет описание игры, даже не почесавшись проверить, о чём вообще речь. Это не платформер – даже в тексте от архитектора ниже указано, что квест. Вот, посмотрите на видео из игры – никакой это не супермариобразерс, а обычная адвенчура с аркадными элементами и переходом из одного экрана на другой.
Что самое смешное, Борис Бернаскони, который вспоминает про эту игру, тоже, похоже, всё дико путает. Описание от архитектора ни разу не соответствует даже тому, что вы сейчас можете видеть в ролике по ссылке. Возможно, речь шла вообще о The Worm in Paradise, другом квесте, который действительно текстовый.
2 балла Подшибякину и ещё один – архитектору, который даже не помнит, во что играл.
Итого - 3 балла.
С момента своего запуска в 2004 году и по сей день — главная многопользовательская онлайновая игра планеты, в которую поиграли десятки миллионов человек. В Blizzard уже несколько лет секретно разрабатывается ее продолжение, известное под кодовым именем Titan.
А что Titan - это продолжение World of warcraft, это у него дичайший инсайд, интересно, или все-таки фантазии?
1 балл.
X-COM означает «eXtraterrestrial COMbat squad» — то есть правительственное спецподразделение по борьбе с инопланетной агрессией.
В вики пишут X-COM (an abbreviation of "Extraterrestrial Combat Unit"), а не Squad.
0,5 балла.
«Сапер» при этом был и остается абсолютно уникальной по механике игрой, которую с тех пор так толком никто и не скопировал.
А сотни тысяч клонов, включая всевозможные экшеновые и даже трёхмерные вариации - они и не знали.
2 балла.
После Ultima IX была Ultima Online — первая онлайновая ролевая игра в нынешнем понимании этого термина.
Первой онлайновой ролевой игрой в нынешнем понимании этого термина была Neverwinter Nights 1991 года.
Важно понимать, что Ultima Online вышла минимум года на два раньше Ultima IX, а значит фраза "после Ultima IX была Ultima Online" создает пространственно-временной разрыв. Именно из-за этого она была забагованным кастрированным говном - большую часть разработчиков перекинули на набравшую популярность MMO-забаву.
4 балла.
Вот такая вот журналистика – Андрей Подшибякин получает 55,5 баллов за свои «мудрости». А Игорь Исупов из Game.EXE плачет кровавыми слезами за то, что взрастил такого писателя про игры. Из 100 игр — в 37 неправильные факты.
Над этой статьёй работали: Евгений Кузьмин, Михаил Судаков, Лев Гринберг. Отдельная благодарность old_katarn, Константину Фомину, ACDimon и Radian.
10 комментариев